Научная деятельность

Основные направления научных исследований

Перечень основных научных направлений университета утвержденный научно-техническим советом УГГУ

• Технологии ускоренной оценки и комплексного освоения стратегически важного горнорудного (алмазы, золото, платина) и техногенного сырья.
  • Технологии разрушения горных пород, проходки горных выработок и бурения нефтяных и газовых скважин.
  • Энергосберегающие технологии межотраслевого применения.
  • Технологии неистощительного природопользования.
  • Технологии предотвращения окружающей среды от техногенных воздействий и технологии её реабилитации.
  • Изучение закономерностей изменения минерально-геохимических и морфологических характеристик рудных тел на основе их геологических и математических моделей с целью обеспечения прироста запасов месторождений полезных ископаемых (МПИ).
  • Геологическая съемка, прогнозирование, картирование, поиск и разведка МПИ геофизическими и геологическими методами, совершенствование методики, технологии и техники геологических и геофизических работ.
  • Разработка систем управления технологическими процессами и производствами в горной промышленности, автоматизация проектирования горной технологии и техники.
  • Создание высокоэффективных систем и элементов механизации и электрификации в горной промышленности, модернизация, ремонт и восстановление горного оборудования.
  • Разработка норм технологического проектирования горных производств и объектов, разработка научно обоснованных рекомендаций, прогнозов и мер, используемых при проектировании, строительстве, эксплуатации горных производств и объектов.
  • Технологии разработки МПИ в сложных горно-геологических условиях, повышение эффективности добычи и обогащения полезных ископаемых, физические процессы горного производства.
  • Эколого-экономическая оценка горных технологий, разработка мероприятий по снижению отрицательных воздействий горного производства на окружающую среду.
  • Освоение подземных пространств городов.

КАФЕДРА ГИДРОГЕОЛОГИИ, ИНЖЕНЕРНОЙ ГЕОЛОГИИ И ГЕОЭКОЛОГИИ
Инженерная геология и гидрогеология:

• изучение инженерно-геологических и гидрогеологических условий месторождений полезных ископаемых на поисково-оценочной и разведочной стадиях;
  • составление отчета к технико-экономическому обоснованию (временных и постоянных) кондиций;
  • сопровождение материалов при защите отчета в ТКЗ и ГКЗ;
  • разработка и аудит проектной документации на соответствие более экономичным решениям с учетом экологических последствий и рисков возникновения аварийных ситуаций, сдача на Главгосэкспертизу;
  • анализ основных замечаний Главгосэкспертизы на проектно-изыскательские работы.

Гидрогеология и геоэкология:

• оценка фонового экологического состояния месторождений полезных ископаемых;
  • выполнение комплекса инженерных (инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-экологических и инженерно-гидрометеорологических) изысканий для подготовки проектной документации для строительства и эксплуатации объектов горно-обогатительного комбината при добыче и переработке полезных ископаемых;
  • расчет водопритоков в отрабатываемые выработки и моделирование изменения гидрогеологических условий при отработке месторождений полезных ископаемых;
  • информационный справочник по мониторингу окружающей среды на горно-металлургических объектах для использования в качестве объектов-аналогов при проектировании, оценке эффективности природоохранных мероприятий, предупреждения негативных воздействий.

Геологические, инженерно-экологические изыскания:

• аудит комплексных инженерных изысканий на их соответствие требованиям СНиП к инженерным изысканиям и возможность использования их в полной мере для разработки проектной документации;
  • подготовка заданий на проведение инженерно-изыскательских работ и заверочного бурения.

Горные работы:

• разработка (или уточнение ранее утвержденных разведочных кондиций (временных и постоянных), а также эксплуатационных кондиций для месторождений, эксплуатируемых горнодобывающими предприятиями, в связи с изменением цен на товарную продукцию;
  • периодический пересчёт запасов, числящихся на балансе месторождений, в связи с уточнением кондиций;
  • сопровождение и защита ТЭО кондиций и отчетов по подсчёту запасов в ТКЗ и ГКЗ;
  • аудит проектной документации на строительство горнодобывающих предприятий и объектов, технических проектов на разработку месторождений, выполненных проектными организациями, а также консалтинговыми компаниями (Pre-Feasibility Study, Feasibility Study) и др;
  • разработка научно-обоснованных рекомендаций по вскрытию месторождений, в том числе по оптимизации уклонов карьерных автодорог с целью уменьшения объемов вскрыши.

КАФЕДРА ГЕОЛОГИИ, ПОИСКОВ И РАЗВЕДКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Региональная геология и металлогения (геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы РФ):

• металлогенические работы по оценке перспектив обнаружения медного оруденения до глубины эффективной отработки в пределах рудного поля.

КАФЕДРА ГОРНОГО ДЕЛА

Подземная добыча полезных ископаемых на рудных месторождениях:

• технология подземной повторной добычи потерянных запасов на рудных месторождениях.

Подземная разработка пластовых месторождений:

• обоснование параметров подземной технологии разработки мощных угольных пластов как альтернатива карьерам;
  • обоснование принципов и параметров подземной технологии добычи угля без постоянного присутствия людей в очистных забоях.

Повышение качества горного сырья:

• технология разработки рудных и нерудных месторождений с предварительным обогащением.

КАФЕДРА ИНЖЕНЕРНОЙ ЭКОЛОГИИ

Экологическая безопасность и охрана окружающей среды:

• экологический аудит предприятий и их отдельных объектов на соответствие действующему природоохранному законодательству в рамках подготовки к проверкам контролирующих органов.

Инженерная зашита окружающей среды:

• оптимизация экологических и экономических рисков для промышленных предприятий с использованием методов прогнозирования качества окружающей среды.

Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на горных предприятиях:

• очистка дренажных вод горных предприятий от продуктов взрывных работ (соединения азота) в отработанных горных выработках с использованием биотических и абиотических факторов.

КАФЕДРА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Геотехнология:

• разработка и обоснование технологии экструзионного брикетирования техногенного сырья для получения топливных, топливно-плавильных и промывочных брикетов (брэксов).

Геоэкология:

• геоэкологическое обоснование рекультивации нефтезагрязненных земель с использованием модифицированных торфяных мелиорантов.

Рациональное природопользование:

• разработка мероприятий по созданию биогеохимических барьеров, исключающих загрязнения тяжелыми металлами природных экосистем в районах функционирования предприятий горнометаллургического комплекса.

Инженерная геология:

• исследование условий корректировки рекультивационных мероприятий с обоснованием возможностей складирования промышленных отходов в выработанное пространство.

КАФЕДРА ХИМИИ

Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи:

• разработка физико-химических основ технологии извлечения микродисперсного золота из минеральных образований путем их тепловой обработки.

Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения:

• технико-экономическое обоснование создания комплекса по переработке шин.

Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе:

• разработка физико-химических основ извлечения микродисперсного золота из руд и техногенных образований путем их тепловой обработки для создания эффективной технологии обогащения;
  • комплексное исследование физико-химических основ процесса металлизации железорудных концентратов углем.

КАФЕДРА РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ОТКРЫТЫМ СПОСОБОМ

Освоение техногенных месторождений:

• технико-экономическая оценка целесообразности переработки лежалых отвалов;
  • разработка технологических схем добычи лежалых хвостов;
  • разработка технических проектов на отработку лежалых хвостов и отвалов.

Открытая разработка месторождений полезных ископаемых:

• технико-экономическая оценка применения циклично-поточной технологии на глубоких карьерах;
  • оптимизационные расчеты оптимальных границ карьеров;
  • разработка технических проектов на отработку месторождений полезных ископаемых;
  • технический аудит горных предприятий;
  • развитие геотехнологии открытой разработки алмазорудных месторождений;
  • вскрытие глубоких горизонтов карьеров законтурными автомобильными тоннелями спиральной формы.

КАФЕДРА ШАХТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Строительная геотехнология:

• совершенствование технологии и организации строительства вертикальных стволов шахт;
  • разработка эффективных конструкций крепей и обделок;
  • совершенствование параметров и повышение безопасности буровзрывных работ при проходке горных выработок;
  • оценка технического состояния подземных горных выработок, зданий и сооружений.

Буровзрывные работы:

• совершенствование параметров БВР при подземной разработке МПИ, при открытых горных разработках.

Проведение экспертиз (технических, судебных и др.):

• проведение технологического аудита предприятий, экспертиза технической документации, результатов выполненных работ и т.д.

Изучение физических свойств горных пород

• определение физико-механических свойств горных пород (в процессе инженерно-геологических изысканий и др.);
  • изучение фрактальных характеристик горных пород.

КАФЕДРА МАРКШЕЙДЕРСКОГО ДЕЛА

Маркшейдерия:

• маркшейдерский аудит опорных сетей на подземных рудниках;
  • маркшейдерский аудит служб горного производства.

Геомеханика:

• контроль устойчивости дамбы хвостохранилища.

КАФЕДРА АВТОМАТИКИ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОВМЕСТНО С КАФЕДРОЙ ГЕОИНФОРМАТИКИ

Стандартизация и унификация систем и оборудования предприятий горно-металлургического комплекса:

• решение задач информатизации технологических и газовых защит и блокировок, автоматики, диспетчерского контроля и управления на общей программно-технической базе.

Разработка методов исследования, контроля и прогноза горно-геологических, геодинамических и гидрогеологических условий разработки месторождений минерального сырья:

• создание высокоинформативных методов, средств и многофункциональных систем мониторинга и прогноза безопасности технологического состояния горнотехнических систем.

КАФЕДРА АВТОМАТИКИ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Цифровые информационно-управляющие системы:

• разработка, проектирование и внедрение программно-технических средств снижения риска возникновения и развития опасных аварийных ситуаций на предприятиях горно-металлургического комплекса;
  • разработка, проектирование и внедрение систем многофункциональной беспроводной связи, точного технологического позиционирования работников, подвижного оборудования, средств транспорта, устройств автоматики и контроля;
  • разработка многофункциональных газоанализаторов, стационарных, переносных и индивидуальных интеллектуальных датчиков горючих и токсичных газов.

Стандартизация и унификация:

• решение задач информатизации технологических и газовых защит и блокировок, автоматики, диспетчерского контроля и управления на общей программно-технической базе;

КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ГОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Безопасность горного производства:

• выявление источников образования взрывоопасных концентраций пыли на рудных месторождениях и разработка мероприятий по предотвращению взрывов пыли в подземных рудниках;
  • оценка рисков возникновения аварий, чрезвычайных ситуаций, несчастных случаев,  профессиональных заболеваний на горных предприятиях;
  • проектирование и расчет вентиляционных сетей промышленных объектов;
  • разработка разделов «Промышленная безопасность», «Охрана труда» в проектах вновь строящихся и реконструируемых рудников;
  • общешахтное и местное проветривание на рудниках;
  • разработка технологических регламентов производственных процессов по противопожарной защите шахт и проветриванию шахт;
  • управление вентиляцией шахт при комбинированной разработке месторождений, при наличии аэродинамических активных обрушений.

КАФЕДРА ОБОГАЩЕНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Обогащение полезных ископаемых:

• исследование обогатимости различных руд месторождений с целью комплексного их использования;
  • проведение исследований обогатимости различных руд месторождений с использованием рентгенорадиометрической сепарации;
  • изготовление, установка и оценка эффективности пробоотбирателей балансовых проб на основе генерального опробования обогатительных фабрик;
  • модернизация отделений подготовки проб на основе дисковых сократителей на обогатительных фабриках;
  • изучение технической возможности и целесообразности комплексной переработки хвостов обогатительных фабрик;
  • повышение показателей флотационного обогащения руд цветных металлов на основе использования флотоклассификации;
  • отработка комбинированной гравитационно-электрохлоринационной технологии извлечения золота из хвостов обогащения;
  • теория опробования руд и продуктов обогащения и техника отбора и подготовки проб;
  • предварительное обогащение руд с использованием рентгенорадиометрической сепарации;
  • исследование обогатимости руд;
  • технологии получения высококачественного железного концентрата.

КАФЕДРА ГЕОФИЗИКИ НЕФТИ И ГАЗА

Геофизические методы поисков и разведки МПИ:

• разработка, создание и опробование программного комплекса «ПОДИС2D» для получения профильных сейсмических изображений геологической среды высокой пространственной плотности и кратности по данным наземной сейсморазведки МОГТ-2D;
  • построение трехмерных сейсмических изображений геологической среды с использованием угловых атрибутов волнового поля.

КАФЕДРА ФИЗИКИ

Теплофизика и теоретическая теплотехника. Машиностроительные предприятия:

• исследования теплофизических свойств металлов, сплавов и композиционных материалов при высоких температурах в твердом состоянии, включая области существования фазовых превращений.

КАФЕДРА ГЕОИНФОРМАТИКИ

Оценка структуры и параметров напряженного состояния горного массива по сейсмическим данным:

• разработка флюидодинамических моделей нефтегазового бассейна;
  • системы контроля и прогноза развития опасных динамических явлений в процессах подземного горного производства.

КАФЕДРА ГЕОФИЗИКИ

Геолого-геофизические предприятия:

• технология совместного применения ГИС и экспресс-геохимии;
  • КНД-технология.

КАФЕДРА ЛИТОЛОГИИ И ГЕОЛОГИИ ГОРЮЧИХ ИСКОПАЕМЫХ

Геология нефти и газа. Нелинейные представления о строении объектов:

• строение и корреляция нефтегазоносных отложений (для конкретного нефтегазоносного комплекса).

Геология нефти и газа. Нефтегазовая литология:

• фациальный состав отложений (для конкретного нефтегазоносного комплекса).

КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Совершенствование методики преподавания иностранного языка. Внедрение электронного обучения. Дистанционные методы обучения:

• развитие межкультурных коммуникаций в студенческих академических группах и совершенствование на основе этого процесса обучения;
  • повышение качества обучения иностранному языку в академических с разным базовым уровнем посредством развития межкультурных компетенций;
  • совершенствование получаемых знаний по иностранному языку путем реорганизации учебного процесса с применением электронного обучения;
  • применение доступных Интернет ресурсов в учебном процессе и создание на их базе электронных средств обучения;
  • создание и совершенствование методик дистанционного обучения и внедрение их в учебный процесс среди студентов очно-заочной и заочной форм обучения;
  • разработка методов дистанционного контроля уровня усвоения учебного материала по иностранному языку.

КАФЕДРА МАТЕМАТИКИ

Математическое моделирование в задачах промысло­вой геофизики:

• математическое моделирование ли­нейных параметриче­ских систем с сосре­доточенными и рас­пределёнными пара­метрами.

Математическое моделирование движения есте­ственных и искус­ственных небесных тел под воздействи­ем внешних факто­ров, в том числе, применительно к проблеме астероидно-кометной угро­зы:

• теория и методы решения основной задачи небесной ме­ханики в обобщённой постановке.

Математическое моделирование в задачах геофизиче­ской разведки, де­фектоскопии и ме­дицинской диагно­стики:

• Принципы и алго­ритмы дифракцион­ной томографии.

КАФЕДРА ГЕОДЕЗИИ И КАДАСТРОВ

Геодезия и кадастры:

• прогнозирование путей инновационного развития и выработка опережающих рекомендаций по созданию перспективных научно-технических решений в сфере недропользования;
  • системный мониторинг и комплексная оценка лесных земель на горнопромышленных территориях: методология и научно-технологические принципы;
  • влияние изменения климата на деятельность и образ жизни коренных малочисленных народов Урала и Сибири: исследование, оценка и практическое согласование интересов различных секторов природопользования на северных территориях;
  • устойчивое землепользование на горнопромышленных территориях в условиях современных вызовов и рисков;
  • подготовка научно-обоснованных предложений по изменению подхода к определению расчетной лесосеки по лесничествам (лесопаркам) и допустимого объема изъятия по лесным участкам, в том числе при интенсивном использовании и воспроизводстве лесов;
  • прогнозирование транспортного спроса малых городов Екатеринбургской агломерации.

КАФЕДРА ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ

Горные машины:

• снижение шума осевых вентиляторов местного проветривания;
  • разработка системы рудничного трубопроводного пневмоподъёма.

КАФЕДРА ЭКСПЛУАТАЦИИ ГОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Горные машины. Машиностроительные предприятия:

• технология упрочнения бурового инструмента методом поверхностного пластического деформирования;

КАФЕДРА ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

Электроэнергетика и электротехника, горные и промышленные предприятия:

• проведение энергетических обследований предприятий с целью выявления не рационального использования энергоресурсов и внедрение энерго- эффективных технологий.

КАФЕДРА ГОРНЫХ МАШИН

Турбомашиностроение. Промышленная и экологическая безопасность:

• исследование кваризонанснытх автомодельных течений в условиях скачкообразного изменения критерия Бернулли для создания научных основ проектирования интеллектуальных турбомашин 6-го уклада;

Новые материалы для изготовления горных машин и оборудования:

• разработка технологии создания композиционных материалов с запрограммированными свойствами;
  • разработка матрицы переменной кривизны для формообразования изделий из композиционных материалов.

Инновационное недропользование. Горные машины и оборудование. Горно-металлургический комплекс РФ:

• внедрение многофункциональных экоадаптивных интеллектуальных угледобычных комплексов для газообильных шахт;
  • разработка и внедрение типоразмерного ряда адаптивных высоконагруженных радиально-вихревых прямоточных вентиляторов для проветривания тупиковых выработок длиной более 1500 м;
  • разработка и внедрение параметрического ряда блочно-модульных энергетических регуляторов шахтных турбомашин.

Приборостроение. Безопасность, противодействие терроризму. Применение: торговые комплексы, склады, автомастерские, производственные цеха:

• разработка адаптивных дымовых люков пожарной безопасности обеспечивающих удаление дыма и продуктов горения в случае пожара для безопасной эвакуации людей из помещений одноэтажного типа.

Автоматизация производственных процессов:

• идентификация и оптимизация процессов дробления.

Горные машины и оборудование, оборудование для разделения и обогащения полезных ископаемых:

• повышение эффективности эксплуатации шахтного водоотлива;
  • разработка технологии и аппаратов для разделения руд по фрикционным характеристикам;
  • разработка энергоэффективного устройства для транспортировки сыпучего материала;
  • фрикционно-магнитный сепаратор для разделения сыпучих материалов;
  • барабанно-полочный фрикционный сепаратор;
  • разработка шахтного центробежного секционного двухпоточного насоса;
  • повышение эффективности главных вентиляторных и насосных установок.

КАФЕДРА ГОРНЫХ МАШИН И КОМПЛЕКСОВ

Горные машины, машиностроительные предприятия, ГОКи, шахты и рудники, транспортные предприятия:

• обоснование рациональных конструктивных и режимных параметров любых горных машин для открытых и подземных горных работ (экскаваторы карьерные мехлопаты и гидравлические), стационарного, дробильно-размольного, бурового и нефтегазового оборудования для конкретных условий эксплуатации с учетом физико-механических свойств пород (крепость, вязкость, абразивность и др.), расчет рабочих зон машин и оборудования и т.д.;
  • расчет напряженно-деформированного состояния и обеспечение равнопрочности конструкции горных машин;
  • модернизация существующих машин и оборудования, мероприятия по адаптации импортной техники к отечественным условиям;
  • проектно-конструкторские разработки по производству линейки отечественных  гидравлических и электромеханических карьерных экскаваторов, дробильно-размольного оборудования; шахтной подъемной машины;
  • работа по оцифровке бумажных носителей (чертежей и документации прошлых лет) для членов Студенческого конструкторского бюро «Горные и нефтегазовые машины». Участие в опробовании и испытаниях в производственных условиях новых машин;
  • обоснование основных параметров и конструктивной схемы вышечно-лебедочного блока буровой установки с бесталевой системой выполнения спуско-подъемных операций

КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ

Переработка техногенных отходов, в основном горного и металлургического производства:

• мобильный технологический комплекс извлечения цветных, драгоценных и редких металлов  из техногенных минеральных образований, оснащенный мультиагентной системой управления.

КАФЕДРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ТЕОРИИ ТВОРЧЕСТВА

История архитектуры:

• архитектура Ливонского ордена

История культуры:

• памятники архитектуры Балтийского региона;
  • искусство средневековой Европы.

Дизайн пространственной среды средствами художественного конструирования и макетирование. Организация и оформление  пространственной среды:

• концептуальное моделирование и организации модульных структур в пространственной среде;
  • инсталляция.

КАФЕДРА ФИНАНСОВ И КРЕДИТА

Финансовый менеджмент:

• фасилитация специалиста в профессиональной деятельности.

КАФЕДРА СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Стратегическое планирование и управление в хозяйствующих субъектах реального сектора экономики:

• конкурентные стратегии хозяйствующих субъектов реального сектора экономики, функционирующих в условиях экономических санкций и эмбарго;

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА

Финансы, денежное обращение и кредит:

• финансово-кредитный механизм привлечения реальных инвестиций.

КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства:

• перспективы и прогнозирование природопользования в мировом хозяйстве.

Экология:

• экология замкнутых пространств в мировом хозяйстве;
  • экологическая ликвидность предприятий.

КАФЕДРА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Имитационное моделирование экономических процессов:

• комплексная оценка институциональной среды инновационной деятельности в России и ее влияния на конкурентоспособность и инновационную активность производственных структур.

Научный труд:

• программно-целевое управление в агропромышленном комплексе региона.

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Управление персоналом:

• разработка и внедрение моделей компетенций в организации;
  • технологии внедрения профессиональных стандартов в организации;
  • методика оценки персонала с помощью профессиональных стандартов.

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

Экономика природопользования, региональные и местные органы власти и управления:

• управления отходами производства и потребления.

КАФЕДРА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Пожарная безопасность:

• экспериментальное исследование и сравнительный анализ гидравлического аварийно-спасательного инструмента;
  • экспериментальное исследование и испытание пожарных авто лестниц;
  • подземные пожары и их влияние на экологическое состояние объекта защиты.

КАФЕДРА ГЕОЛОГИИ И ЗАЩИТЫ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Нефтегазопромысловая геология:

• литологический контроль контуров локализации нефтегазовых месторождений Западной Сибири.

Геоэкология:

• экологический мониторинг;
  • геоэкология золото- и оловорудных районов Лаоса.

Безопасность производства:

• аудит систем управления охраной труда, пожарной безопасностью и радиационной безопасностью;
  • исследование на самовозгорание горных пород, взрывоопасность сульфидной пыли, силикозоопасность и газоносность горнодобывающего предприятия.

КАФЕДРА ГЕОЭКОЛОГИИ

Экология и природопользование:

• технология получения сорбентов на опалокристаболитовых породах:
  • технология защиты водных объектов с помощью биоинженерных сооружений.